Тахометр установлен не на всех отечественных и импортных автомобилях. Большенство автовладельцев знают, что тахометр показывает обороты коленчатого вала. Данное устройство значительно облегчает настройку карбюратора и других агрегатов автомобиля.
Представленная схематахометра предназначена для автомобилей с 4-х тактными бензиновыми двигателями, имеющих контактный или электронный прерыватель. Частота вращения отображается на 2-х разрядном индикаторе, показывающем числа тысяч и сотен об\мин. Цикл измерения составляет 0,3 сек, а цикл индикации — 4...5 сек.
Для питания тахометра используется бортовая сеть автомашины и ток потребления составляет около 0,5 А.
Принципиальная схема устройства показанна на рис. 1.
Импульсная частота зажигания двигателя и число оборотов коленвала связаны между собой и вычисляются по формуле 2N делённое на 60, N - это количество оборотов коленвала. Так, например, при 1000 об/ мин частота зажигания равна 33 Гц. Следовательно на устройство счета тахометра прийдет 33 импульса за секунду и на индикаторе будет отображаться число 33. Чтобы привести в соответствие отображаемое число с числом оборотов, схема управления ограничивает число импульсов, поступающих на счетчики DD5, DD6 за счет ограничения времени измерение до 0,3 сек. Полученный двоичный код числа импульсов с выходов счетчиков DD5, DD6 записывается в буферы микросхем DD7, DD8, дешифруется и отображается на встроенных в эти микросхемы индикаторах. Счетчики DD5, DD6 сбрасываются в исходное состояние по выв. 3, 4 каждые 4...6 сек (время рабочего цикла), затем происходит цикл измерения и т.д. Схема на элементах DD2.2, DD9.1 формирует сигнал, по которому информация в буферах микросхем DD7, DD8 обновляется.
Если схема собрана без ошибок, то она сразу начинает работать. Необходимо только подбором резисторов R8 и R9 установить цикл измерения (0,3 с) и рабочий цикл (4...6 с).
Необходимо отметить, что если автомобиль оборудован стандартной системой зажигания (батарейной), вход тахометра следует подключить к выводу прерывателя. Если система зажигания электронная и бесконтактная, то вход тахометра следует подключить к ее выходу, увеличив номинал регулятора R2 до 250...300 кОм.
Микросхемы 555 серии можно заменить на микросхемы серии 1533 и'даже 155. В последнем случае потребляемый ток возрастет. Вместо транзистора VT1 типа КТ315 можно использовать КТ312, КТ3102, а транзистор VT2 типа КТ815 можно заменить tfa КТ817. Микросхемы 561 серии заменяются микросхемами 176 серии. Стабилизатор DA1 и транзистор VT2 необходимо установить на радиаторы, а гасящий резистор R1 желательно установить отдельно от схемы тахометра, так как на нем выделяется значительное тепло.
Источник - сайт Радиоэлектроника